воскресенье, 12 января 2014 г.

Искусство середины XVIII века. Елизавета Петровна

Период царствования Елизаветы Петровны - апогей всего искусства XVIII века. В России наступил новый взлет всех искусств после смерти Петра.

Россика елизаветинского времени отличалась от петровского: качество работ начало иметь значение. В Россию уже приглашали иностранных художников, сделавших себе имя. 

В XVIII веке в искусстве возник новый стиль рококо (некоторые считают его облегченным барокко). Рококо зародилось во Франции, в Германии этот стиль на редкость органично и быстро прижился, и стал ведущим стилем. Рококо в России было не очень распространено, но оказало влияние на искусство елизаветинской эпохи. "Демократический стиль" обращает внимание не на сан и регалии, а на изящество, утонченность, красоту. Любимые модели рококо - дети и дамы. Чувства в рококо - не мрачные, а утонченные. Характеристики героев - не сложные, обращенные прежде всего к чувствам и эмоциям. 

Одним из приглашенных немецких мастеров рокайльного стиля был Георг Христофор Грот. В России художник написал серию небольших парадных портретов. Маленькое произведение терялось среди огромных пространств гостиных и предназначалось для камерных комнат, использовавшихся для повседневной жизни. Маленькие парадные портреты были очень модными, но в то время частной жизни, тем более у императрицы, не было. 

Г.Х.Грот. Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. 1743
Конный протрет Елизаветы Петровны (парадная форма императорского портрета) написан в рокайльном стиле. Рококо любит загадки и переодевания: императрица изображена в военной форме, но не как военный, а как светская дама, выехавшая на прогулку. На Елизавете - мундир конного преображенского полка, который создал Петр: каждая персона, занимающая престол, была полковником преображенского полка. Елизавета любила носить мужские костюмы. Она носила костюмы, когда ездила верхом и на охоту. С одной стороны, императрица изображена как шеф преображенского полка, но с другой - почти в маскарадном костюме. Ее посадка на лошади - мужская. Рядом с Елизаветой - арапчонок (так называли всех смуглых мальчиков-слуг). Высокопоставленные дамы для контраста имели рядом с собой маленького слугу экзотической внешности, которые были нарядно одеты и выполняли маленькие поручения. На заднем плане портрета изображена водная гладь с суднами, которые, несмотря на свою декоративность, олицетворяют созданный Петром российский флот. О настоящей дикой природе художники еще не помышляли. Пейзаж на заднем плане выглядел искусственным: пышные деревья непонятной породы, вазы и постаменты.

Мейсенская статуэтка из фарфора
Маленькие портреты переводились в прикладное искусство. Конный портрет императрицы был использован при создании фарфоровой статуэтки на Мейсенской мануфактуре в Германии.

Еще одним придворным живописцем при Елизавете Петровне был итальянский граф Пьетро Ротари. В XVIII веке художник в России - ремесленник. Деятельностью высших чинов и образованных людей была литература, а не живопись. Ротари был принят в высших кругах русского общества не только как граф, но и как художник.

П.Ротари. Молодая девушка
П.Ротари. Спящая девушка
П.Ротари. Девушка с любовным письмом. 1755
Ротари любил писать так называемые "головки" - небольшие портреты изящных девушек, чьих имен мы не знаем. Они не характерны, но очаровательны, одеты изящно, но не вычурно. Такие картинки служили модными картинками. Российская дама XVIII века училась по ним, как подобает себя вести. "Головки" - почти декоративно-прикладное искусство, один из самых распространенных жанров. 

Кабинет мод и граций. Портретный зал Петергофского дворца
При Елизавете использывали так называемую шпалерную развеску картин: стены Петергофского дворца были полностью увешаны "головками". Станковая картина еще не сформировалась в свободную форму, ее нельзя было рассмотреть. Если какой-то холст не влезал, то его обрезали для шпалеры. Позже пришла "повеска с воздухом" , когда стали вешать картины с расстоянием между ними. 

Во время правления Елизаветы Петровны в России возобновляется приглашение иностранных мастеров. Создаются грандиозные дворцовые комплексы пышного елизаветинского барокко. В живописи на смену барокко приходит изящное декоративное рококо. Русские художники все более отходят от древних традиций, перенимая технику письма у иностранных учителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий