суббота, 28 декабря 2013 г.

Искусство середины XVIII века

После смерти Петра приглашение иностранных мастеров в Россию и отправка русских художников за рубеж прекратились. Придворными живописцами до елизаветинских времен оставались русские мастера, получившие образование за границей. Одним из таких мастеров стал Андрей Матвеевич Матвеев.
Талант художника Андрея Матвеева заметил еще Петр I, отправив мастера учиться за границу в 1716 году в возрасте 15 лет. Матвеев вернулся в Россию через 2 года после смерти Петра, пробыв в Голландии и Бельгии 11 лет. Он вернулся в изолированную от европейской жизни Россию с заложенными Петром европейскими ценностями. Реформы Петра I были настолько радикальными и осуществлялись за столь непродолжительный срок, что русской интеллигенции необходимо было время для принятия новых стандартов. После смерти Петра наступило такое время – творческая пауза. При Анне Иоанновне у русских мастеров в отсутствии европейского влияния появилось время для привыкания к новым жанрам, оттачивания мастерства и выработки собственного стиля.

File:GolicynaAP.jpg
 А.М.Матвеев. Портрет княгини Анастасии Петровны Голицыной (Прозоровской). 1728
Князь Голицын заказал Матвееву парные портреты себя и своей жены. Княгиня изображена в красном нарядном платье с бархатной накидкой. На груди у нее императорский портрет в алмазах. Наградные портреты дарили приближенным Петра за особые заслуги перед государством или лично перед императором. Анастасия Петровна Голицына состояла с Петром в переписке, была первой статс-дамой Российской Империи и присутствовала на свадьбе Петра и Екатерины. Княгиня поддерживала Петра и была шутихой в его Всешутейшем и всепьянейшем соборе. Юмор в то время был грубым и жестоким: княгине платили червонные за вытье и битье по рукам. Художнику необыкновенно точно удалось передать состояние героини: несмотря на торжественный наряд и знаки отличительных заслуг, ее лицо выражает грусть, усталость, обиду. Портрет Анастасии Петровны принадлежит частному собранию потомков Голицыных, которые предоставили его на временное хранение Третьяковской Галерее.

А.М.Матвеев. Автопортрет с женой (Ириной). 1729
Полотно представляет первый автопортрет, написанный русским художником, на которого несомненно повлиял запад и проведенные там 11 лет. Матвеев осознавал свой талант и свою роль в русской живописи: в его время художников приравнивали к ремесленникам. Мастер изобразил свои интимные чувства, которые еще никогда не были предметом разговора и обозрения: на картине он приобнял свою молодую супругу. В обществе разговоры о любви как о сильнейшем чувстве человека, о подвигах во имя любви только начинались, и Матвеев первым так ярко выразил это чувство на полотне. Многие искусствоведы считают это произведение незавершенным: одежда и лица героев не прописаны. Но определенно оно стало новой ступенью в развитии русского искусства, которое заложил Петр. 

Сохранилось очень мало памятников времен правления Анны Иоанновны: большинство дворцов были деревянными и подвергалось постоянным пожарам. С восхождением на престол дочери Петра Елизаветы в Россию возвращается эпоха просвещения. Императрица отменила смертную казнь (но при этом остались телесные наказания и пытки), развернула строительство петербургских дворцов. В искусстве наступило время русского барокко. Одним из главных придворных архитекторов становится Франческо Бартоломео Растрелли (сын автора памятника Петру I). 

Ф.Б.Растрелли. Петергоф. Петергофский каскад
Строительство Петергофа началось еще при Петре (при нем был построен Монплезир). Растрелли перестроил Большой дворец и разбил сад по модели Версаля при Елизавете. Новые сооружения возводятся в торжественном стиле барокко.

Ф.Б.Растрелли. Тронный зал царскосельского дворца
Зеркала были любимым детищем барокко. Растрелли любил помещать зеркала напротив окна. Расставленные перед зеркалами свечи (во время балов горело до 2000 свечей) усиливали слабое освещение и увеличивали пространство зала.

Ф.Б.Растрелли. Анфилада
Анфилада - Длинный ряд комнат с дверьми по одной оси. Царскосельский дворец - один из самых больших дворцов в окрестностях Петербурга. Торжественное барокко выражается в масштабности созданных строений, пышности убранства, обилия золота и зеркал. В конце анфилады Растрелли также помещал зеркало. Над дверными проемами были размещены картуши (изображения на дверью или окном).

Плафон Строгановского дворца
Для создания иллюзии пространства мастера барокко использовали зеркала, строили анфилады и создавали плафоны на потолках. Благодаря перспективе изображения плафона исчезала плоскость потолка.

Колокольня Троице-Сергиевого монастыря
Несмотря на преобладание барокко в архитектуре второй половины XVIII века, в некоторых сооружениях елизаветинской эпохи все же сохранился древнерусский стиль.

Смольный Собор
При внешнем убранстве собора в русле европейских течений собор представляет традиционное пятикупольное сооружение. Изначально Растрелли предполагал Смольный собор однокупольным, но императрица настояла на сохранении традиционного православного пятиглавия.

После творческого затишья после смерти Петра Елизавета вернула эпоху просвещения. елизаветинское барокко поражает своими масштабами и излишествами: императрица любила пышность не только в архитектуре.

Платье елизаветинских времен
При дворе устраивались роскошные церемонии, дамы наряжались пышные платья и сооружали сложные прически. Благодаря фижмам (каркасу) традиционное платье того времени достигало в ширину шести метров.

Прическа елизаветинского времени фрегат
Прически того времени достигали метр высотой и делались до 12 часов с использованием лестницы.

Живопись в эпоху правления Елизаветы начинает выделяться в отдельную категорию. Картина перестает быть станковой и становится частью интерьера, для которого ее писали.

Посмотреть полный размер
И.Я.Вишняков. Парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1743
На парадном портрете высокопоставленное лицо изображалось при полном параде, указывавшем на его статус. Парадный портрет, как правило, был большого формата и предназначался не для жилых, а для парадных интерьеров. Портрет императрицы был написан для тронного зала во дворце и представлял официальное изображение монарха. Парадный портрет Елизаветы в тронном зале был знаком постоянного присутствия императрицы на троне.

И.Я.Вишняков . Портрет Сарры Фермор. 1749
Сарра Фермор изображена на портрете как взрослая девушка. В то время детство как особый возраст человека еще не осознан. Ребенок воспринимался как маленькая копия взрослого человека. Изображенная фигура непропорциональна: чересчур длинные руки и короткие ноги. Но художник не пытался передать правильность и точность формы: главной задачей было придать портрету изящность и грациозность. Портрет был написан для украшения интерьера, в единой цветовой гамме. Серо-голубое платье девочки перекликается с декоративным пейзажем на дальнем фоне. Узор на платье написан как на парсуне: он совершенно не искажен складками. В портрете прослеживается влияние западноевропейской живописи и появление элементов рококо.

И.Я. Вишняков. Парные портреты супругов Тишининых. 1755
Парные портреты супругов висели рядом, и поэтому должны были быть выполнены в одной гамме, в одном стиле. Супруги изображены в парадных костюмах. Ксения Ивановна изображена на характерном для рокайльного стиля фоне сада в красном платье, которое подчеркивает ее красоту (красный - цвет красоты). Портрет Николая Ивановича наоборот лишен наивности, на фоне нет никакого пейзажа.

И.Я.Вишняков. Портрет Ф.Н.Голицына в детстве. 1760
На портрете изображен мальчик восьми лет в военной форме. Чтобы при достижении совершеннолетия дети дворянских семей имели офицерский чин, их записывали в армию сразу после рождения. В портрете все еще прослеживаются русские традиции в живописи: лицо мальчика написано удивительно живо и объемно, но вся остальная фигура подобна плоскостной парсунной живописи. Древнерусская манера письма еще долго останется в работах русских мастеров.

File:Golitcyn FN.jpg
Неизвестный художник. Портрет князя Федора Николаевича Голицына.
Это портрет того же человека, что и на портрете мальчика, куратора Московского университета, Федора Николаевича Голицына.

Комментариев нет:

Отправить комментарий