среда, 4 декабря 2013 г.

Поздняя эпоха Петра I. Иван Никитин

Большинство новшеств в сфере искусства применялось с подачи самого Петра. Петр приглашал иностранных мастеров для работы в России, начал отправлять русских талантливых художников на обучение за границу, привозил из Европы предметы искусства.

Одним из первых русских художников, отправившихся пенсионером за рубеж, был Иван Никитич Никитин. В начале XVIII века все русские мастера были иконописцами, и учиться живописи было не у кого. Никитин начал свое обучение в гравировальной мастерской у Шхонебека. Искусству европейской живописи Иван Никитич учился самостоятельно, копируя работы европейских мастеров. В его ранних работах еще ощущается парсунная техника письма, но они отличаются реалистичностью и мастерством работы со светом. Петр, приметив талант русского художника, отправил его на обучение иностранному мастеру Иоганну Готфриду Таннауеру, а позже - совершенствовать мастерство в Италию.

File:Ivan Nikitin - Портрет царевны Натальи Алексеевны - Google Art Project.jpg
И.Н. Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны. 1716
Портрет царевны был написан еще до поездки в Италию. Наталья Алексеевна была родной сестрой Петра и полностью поддерживала его реформы. Царевна была очень образованной женщиной: знала несколько языков, организовала придворный театр, для которого сама переводила пьесы и складывала их в стихотворной форме. До Петровских реформ женщина была затворницей: не принимала участия ни в пирах, ни в государственных делах. Фасон платья, обнажающий грудь, парик и манера держаться изображены на портрете на европейский манер. Художник объемно пишет лицо царевны, но в ее одежде еще сохраняется плоскостное парсунное изображение: бархатная мантия написана с пробелами. Тем не менее, даже в ранних работах Никитина заметен рост мастерства художников в России. Никитин стал первым известным в Европе русским художником. 

И.Н. Никитин. Портрет графа Г.И.Головкина
В 1716 году Никитин уехал в Италию на четыре года (в Венецию и Флоренцию). В Италии уже позади эпоха возрождения и барокко, позади творчество Караваджо. За четыре года пенсионерства художник избавился от своих ранних недостатков, приобрел свой стиль: его работы стали объемными, живыми, в них отсутствует торжественность, присущая европейским полотнам, колорит преимущественно темный. После возвращения из Италии Никитин был удостоен звания придворного живописца. Написанный художником после поездки портрет графа Головкина значительно отличается от его ранних работ.
Графский титул в России был впервые введен Петром (первым графом стал Б.П.Шереметьев). Головкин стал шестым графом России и занимал должность президента Коллегии иностранных дел (министром иностранных дел того времени). Гавриил Иванович Головкин был превосходным дипломатом, заключившим три династических брака. Именно таким изображает его Никитин. Во времена правления Петра I понятия государства, государя и общества были единым целым: человек мог заниматься полезным для общества делом только состоя на службе у государя и государства. Мундир графа украшают звезда ордена св. Андрея Первозванного, польский орден Белого Орла. Портеты петровской эпохи соединяют образ личности с идеалом, интимный внутренний мир героя еще не открыт художником. Портрет Головкина отражает все традиции портрета западной Европы, и долгое время искусствоведы считали, что он был выполнен иностранным мастером. 

И.Н. Никитин. Портрет напольного гетмана
Напольный гетман - командующий армии, который сам принимал участие в сражениях (на полях), имя которого нам не известно. Никитин изображал всех своих героев реалистично: он хотел показать их внутренний мир, отразить в портретах их характеры. Гетман изображен без парика и парадной формы, но в его лице и тяжелом взгляде видны все его заслуги перед отечеством. 

И.Н. Никитин. Портрет Петра I
Искусствоведы несколько раз приписывали и отводили портрет от кисти Никитина: изображение императора сильно отличается от произведений русских художников того периода. Петр изображен на портрете как человек, которого хорошо знает мастер: он прост и аскетичен, при нем нет атрибутов императорской власти. Темный фон и простой камзол подчеркивают выделенное светом лицо властного, волевого и великого человека. 

И.Н. Никитин. Петр I на смертном ложе. 1725
Петр умирал тяжело и мучительно от почечнокаменной болезни. Никитин изобразил Петра как почившего исполина. Художник скорбел о потере близкого человека и старался передать всю значимость личности императора будущим поколениям. При Петре был издан указ о престолонаследии, по которому император мог передавать власть по своей воле. Но Петр не успел назначить наследника: попросив перо и бумагу, он начал писать, но не закончил фразу "Отдайте все..." и впал в забытье. Возник вопрос о том, кто станет новым императором. Его дочь Анна отказалась от престола после того, как вышла замуж за герцога Голштинского. Второй дочери Елизавете на момент смерти отца было всего 15 лет. Племянницы также не устраивали Петра в качестве наследниц. Одной жизни Петра было недостаточно для изменения России. Проводимые реформы затронули лишь аристократический слой. Петру был нужен человек, который сможет продолжить его дело, и не обратит Россию вспять. Оставалась только одна кандидатура - жена Петра Екатерина, которую он короновал за полгода до смерти. 

После смерти Петра Никитин был обвинен в государственной измене и сослан на вечное поселение в Сибирь. После восхождения на престол Елизавета, дочь Петра, велела вернуть художника ко двору, но по дороге из Сибири Никитин умер. 

Петровские реформы стали переломным моментом для развития русского искусства. При Петре появились новые виды искусств и стили живописи, Петр начал приглашать иностранных мастеров и отправлять русских на обучение за границу. Именно в этот период русское искусство стало светским.

Комментариев нет:

Отправить комментарий