воскресенье, 19 января 2014 г.

Искусство второй половины XVIII века. А.П.Антропов

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) - ученик Матвеева, Вишнякова и Ротари, учитель Левицкого. Антропов участвовал в качестве художника на коронации Елизаветы, расписывал соборы и дворцы, создавал декорации. 

А.П.Антропов. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. 1759
К моменту своего возвращения с Петербург из Киева и Москвы, где он работал, Антропов был известным художником, но не был художником первого ранга. С целью совершенствования своего мастерства Антропов решил брать уроки у портретиста Ротари. Портрет Измайловой стал первым портретом художника после двухлетнего обучения у итальянского мастера, и в портрете можно проследить еще сохранившийся стиль "головок" Ротари.

1759 год - время, когда в Россию начинают проникать первые идеи французского просвещения. Елизавета Петровна переписывалась с Вольтером. Никогда еще просвещенная, обогащенная образованием личность человека не поднималась на такую высоту. На ранних этапах просвещения считалось необходимым писать разумные книги, где нужно было указывать, какими должны быть идеальные люди. Русские люди станут идеальными после прочтения этих книг, и в России наступит золотой век. Эта вера действовала на формы изобразительных искусств. В литературе начали появляться слезные драмы, пастушеские комедии, началось восхищение человеческой личностью: человек стал не слугой государства, а личностью. В русской живописи появился камерный портрет: небольшое по формату поясное или погрудное изображение, которое должно было приковывать взгляд именно на личности героя: уже не показывался высокий статус, фон отсутствовал. Для того, чтобы обратиться к портрету, нужно подойти близко. При парадном портрете мы смотрим на изображенную персону снизу вверх, но в камерном портрете зритель и модель находятся на одном уровне (наравне). На первых камерных портретах еще оставался налет парадности (туалеты и знаки отличия), но главный интерес портрета - человеческое лицо.

Измайлова, урожденная Нарышкина, была близкой подругой императрицы. К ее платью приколот нагрудный портрет в алмазах - знак личного расположения царствующей персоны. Характерная черта портрета - колористический разгул, практически фольклорное понимание цвета. При Петре не было ничего национального - Петр считал, что это сдерживает Россию на пути к Европе. В середине XVIII века появилась национальная русская черта, возвращение к фольклорным традициям. 

А.П.Антропов. Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки
Алексей Петрович Антропов работал при Синоде и обучал учеников иконописи. По долгу службы Антропову приходилось писать портреты священнослужителей. Портрет Кулябки относится к серии портретов настоятелей Александро-Невского монастыря. Архиеписком был противником Ломоносова. Художник архаизирует портрет, пишет как парсуну. Лицо архиепископа написано живо: Антропов выбирал в герое две-три самые яркие черты, и показывал их зрителю. Портрет Сильвестра указывает на властность и силу его характера. 

А.П.Антропов. Портрет Петра III. 1762
Родной племянник Елизаветы Петровны (сын родной сестры, Анны Петровны, Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский) недолго был на троне. Его привезли в Россию еще маленьким, но он не знал ничего о жизни в России и не имел окружения. Был женат на будущей императрице Екатерине II. В 1762 году после смерти Елизаветы взошел на престол. Короноваться он не успел: свергнуть некоронованного государя было проще. После захвата престола Екатериной II был убит. Петр III заказал у Антропова большой парадный портрет для Синода со словами: "смотри, чтоб был похож". В левой части - эскиз портрета. Художник изображает Петра "для себя": нет выправки и стати, фигура будущего императора не соответствует величественному окружению. Вокруг Петра Антропов поместил все атрибуты императорской власти: наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава... Примечательно, что корона лежит рядом, а не надета на Петра (потому на голову официально еще не надета, Петр еще не коронован). Портрет Петра I на заднем плане изображен как портрет дедушки, а не императора. На официальной версии портрета (справа) у Петра появляется выправка. 

А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764
После свержения с престола Петра III, его жена Екатерина, понимая, что ее положение на троне было незаконным, сразу стала хлопотать о коронации. На коронацию в 1762 году в Москву съехалась вся духовная элита того времени. Антропов также прибыл в Москву, где написал портрет графини Румянцевой. Молодость Марии Андреевны совпала с правлением Петра I. Петр был очень увлечен ею. Позже он выдал Марию Андреевну замуж за Румянцева, который состоял на дипломатической службе у императора. При Екатерине II Румянцев получил титул графа, а Мария Андреевна была обер-гофмейстериной (главной фрейлиной). Это был наивысший пост женщины. Румянцева была матерью главного полководца. До смерти она обладала живым умом и острой памятью. Портрет графини написан в благородной гамме.  На груди у нее - императорский портрет в алмазах.

В 1789 году Антропов создал свою собственную мастерскую, в которой занималось 119 человек. Художник умер в 1795 году от горячки в Санкт-Петербурге. После его смерти и смерти его жены мастерская переехала в дом, где жил художник, и просуществовала еще много лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий