воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Русское искусство конца XVII века

В конце XVII века в России начинает формироваться новый тип светской культуры. С момента восхождения на престол Петра I на русское искусство сильнейшее влияние оказывает европейское искусство. В этот период в России наступает эпоха возрождения: в искусстве появляются новые стили и направления, в живописи художники отходят от иконописи к портретному жанру.

В России XVII века доживает русское средневековье (в XIII веке оно закончилось в Европе), которое длилось почти тысячу лет. Но Петровские реформы оказали колоссальное влияние на развитие русского искусства: вся художественная система в России изменилась за 50 лет, в то время как в Италии этот период занял 300 лет. В допетровское время в основе художественного искусства была иконопись. Икона представлялась как образ невидимого и идеального. К концу XVII века в иконописи начинаются перемены: изображения святых все более принимают человеческий реальный образ.

Симон Ушаков. Образ Спаса нерукотворного. 1658
Протопоп Аввакум, который был противником реформ, так описывает эту икону:

"Пишут спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя.... Ох, ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев!"

В иконописи конца XVII века ощущается влияние светской культуры. Образы начинают становиться объемными, художник пытается воссоздать реальный мир на холсте. Икона все более начинает походить на портрет.

Парсуна князя Скопина-Шуйского
Парсуна (искажённое лат. persona — «личность», «особа») - это протопортрет. В XVII веке художники начинают писать образы видных деятелей своего времени, одним из которых был государственный и военный деятель князь Скопин-Шуйский . Ранние парсуны писались не с натуры: этот портрет был написан после смерти князя и предназначался для его надгробия. Парсуна являлась переходом от иконы к светскому портрету и до конца XVII века воспринималась как совершенно новый жанр. Художники XVII века обучались иконописи, поэтому первые парсунные изображения сохранили иконописные традиции. Русские художники не обладали достаточным мастерством для перехода их двумерного в трехмерное пространство.

Переход от средневекового искусства в России отразился и в архитектуре. В архитектуре храмов XVII века появляется новый стиль, объединивший древнерусские традиции с европейскими образцами.

Церковь Покрова в Филях
Церковь Покрова в Филях второй половины XVII века - первый памятник нового стиля в архитектуре - нарышкинского барокко. Нарышкины, приближенные к царском двору (Наталья Кирилловна Нарышкина - мать Петра I) и ориентированные на Западную Европу, начинают строительство храмов с элементами западноевропейского искусства в своих имениях. Конец XVII века стал переходным этапом русской архитектуры от древнерусских традиций к западноевропейскому стилю Петровской эпохи. Новый стиль сочетает классический тип русской церкви с элементами европейского декора: сочетание красного кирпича и белого камня, симметричность и многоярусность, обилие окон и золотые купола.

Церковь Знамение в Дубровицах
Церковь Знамение в Дубровицах - еще один пример нового архитектурного стиля, голицынского барокко. Князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель и сторонник Петра, придерживался идеи европеизации русской культуры. Церковь Знамение в Дубровицах - пример выражения взглядов князя и отказа от традиционного строения русского храма. Есть предположение, что в его строительстве принимали участие выписанные князем иностранные (итальянские) мастера. В отличие от сооружений нарышкинского барокко, постройки голицынского барокко резко контрастировали с окружавшей архитектурой. Борис Голицин был фаворитом царевны Софьи, и после восхождения на престол Петра, был подвергнут опале и вынужден уехать в свое имение. В этот период он начинает строительство церкви. Князь отказывается от традиционных форм русского храма, украшает церковь скульптурами, а купол заменяет на царскую корону. Позднее митрополит Филарет писал:

"При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания".

Парсуна царя Алексея Михайловича
Парсуна царя Алексея Михайловича, отца Петра I - одно из первых изображений с натуры. В XVII веке было престижно иметь парсуны: во-первых, заказ парсуны стоил очень дорого (это подчеркивало богатство заказчика), во-вторых, обычно парсуны заказывали для фамильной галереи нескольних поколений (это также подчеркивало богатство заказчика и знатность его рода). На парсунах было принято изображать вельмож в их самых лучших нарядах и при всех наградах. Мастерство художника определялось в его способности тщательно прописать изображаемого и его наряд. Царь Алексей предстает перед нами в парадной одежде, которая проработана так достоверно, что зритель может определить ткань, из которой был шит костюм. Эта ткань была особенно драгоценной и также указывала на высокий чин изображенной фигуры, так как ее можно было получить только от царя в подарок. Самым важным для парсуны была узнаваемость изображаемого, поэтому для того, чтобы все узнали, что перед ними - царь, художник добавил надпись в правом углу: великий царь Алексей Михайлович. Художники еще не имели ощущения пространства, не овладели геометрически прямой перспективой, поэтому изображения выполнены двумерно и схожи с иконами. Мастера пока занимаются лишь переписыванием модели без ее художественного осмысления.

Парсуна стольника Люткина
Средневековые мастера никогда не изображали ничего низкого и ужасного. Их изображениям (в основном иконописным) поклонялись как всему прекрасному и святому. Эта традиция сохранилась в парсуне, которая изображала прекрасное Божье создание. Художник должен был изобразить благородного, идеального человека, который не мог происходить от Бога с низкими чувствами и намерениями. Потом эта традиция совершенствования перейдет в парадный портрет.

Парсуна И. Б. Репнина
В парсуне мастер не старался изобразить характер человека, поэтому фигура остается скованной, мимика на лице отсутствует. Главным в парсуне оставалось изображение признаков сана вельможи.

В России после коронации Петра начинается его борьба за абсолютную власть (светскую и духовную). Духовная власть была у Патриарха, но доверие к нему было подорвано в результате Никоновских реформ, которые вызвали раскол в церкви. С целью уничтожения морального авторитета церкви Петр учредил всешутейший и всепьянейший собор, который действовал в течение 30 лет. Последние годы XVII века ближайшее окружение Петра призывалось для имитации церковных обрядов по православным праздникам. Главная заповедь собора - ежедневное пьянство, в котором иногда принимал участие сам Петр.

Парсуна Якова Тургенева
В XX веке была обнаружена целая серия портретов участников всешутейшего и всепьянейшего собора. Портреты были похожи на парсуну, но в них не было возвышенности и одухотворенности. В позе "старого воина и киевского полковника "Всепьянейшего собора" присутствует динамика, лицо его оживленное. Существует мнение, что их писали иностранные художники. Роль шутов в соборе выполняли представители самых известных фамилий: это были приближенные Петра и его сподвижники. Яков Тургенев был известным военачальником.

Парсуна Алексея Васикова
Алексей Васиков был дьяконом и горьким пьяницей. Впервые в парсуне художник изображает натюрморт, заполняет окружающее пространство модели. Изображение стопки и огурца - еще не аллегория, но это проявление низости героя, его пьяного образа. Надпись с именем изображенного (как на парсуне царя Алексея Михайловича) приняла вид натюрморта. Стоит заметить, что Алексей Васиков изображен на европейский манер: без парика и бороды. Лицо его отражает образ его жизни, пьянство. Окружающий мир человека с развитием нового жанра живописи начинает восприниматься как часть человеческого образа, как способ передачи его характера.

Середина - конец XVII века стали переломными в развитии русского искусства. На смену иконописи приходят новые жанры. Русские мастера начинают осваивать портретную живопись. В архитектурном стиле древнерусские традиции сочетаются с элементами европейского искусства. Восхождение на престол устремленного в Европу Петра I предвещает дальнейшие перемены в искусстве уже XVIII века.

2 комментария: